ИНТЕРНЕТ ПОРТАЛ ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ И ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Хабаровский край

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ КРАЯ ПРИНЯТО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

img
04.07.2025

Проект закона "О развитии ответственного ведения бизнеса в Хабаровском крае" (далее – проект закона) разработан субъектом права законодательной инициативы и направлен Законодательной Думой Хабаровского края в соответствии требованиями краевого закона "О Законодательной Думе Хабаровского края" для организации проведения процедуры ОРВ в Минэкономразвития Хабаровского края (далее – регулирующий орган).

По результатам рассмотрения проекта закона установлено, что отдельные понятия содержат положения, носящие неопределенный характер,а именно "устойчивое развитию Хабаровского края", "наилучшие доступные технологии", "дополнительные социальные гарантии", "иные проекты, связанные с повышением уровня жизни и комфорта населения". Кроме того, вводится понятие "ответственный субъект предпринимательской деятельности – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие ответственное ведение бизнеса и соответствующие критериям благонадежности, социальной и экологической ответственности", при этом понятия данных критериев проектом закона не устанавливаются.

В рамках публичных обсуждений:
- министерством природных ресурсов края отмечено, что в силу отраслевых особенностей некоторые группы предприятий не смогут соответствовать всем предусмотренным законопроектом условиям для признания их ответственным субъектом предпринимательской деятельности и получения мер поддержки;
- уполномоченным по защите прав предпринимателей в крае установлено несоответствие между значением термина "благотворительность" и обязательностью ее оказания в целях признания предпринимательской деятельности "ответственным ведением бизнеса". По его мнению, такой критерий ставит в неравные условия субъекты, которые намерены осуществлять благотворительную деятельность и субъекты ее не осуществляющие.

В законопроекте определено, что признание юридического лица и индивидуального предпринимателя ответственным субъектом предпринимательской деятельности осуществляется уполномоченным Правительством Хабаровского края исполнительным органом края при соответствии субъекта предпринимательской деятельности требованиям, установленным Правительством края. При этом требования законопроектом не устанавливаются, что создает возможные риски правовой неопределенности и разногласий краевой правоприменительной практики.

Также разработчиком предлагается предусмотреть меры поддержки ответственных субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в первоочередном порядке: рассмотрение заявлений о предоставлении государственных услуг; осуществление информационно-консультационной поддержки; назначения ответственного куратора инвестиционного проекта.

Однако, с учетом действующих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и сроки оказания государственных услуг, механизм реализации такого порядка неясен. Кроме того, условием для предоставления мер поддержки, а именно их первоочередной порядок, является включение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр ответственных субъектов предпринимательской деятельности, что в свою очередь может привести к дискриминационным условиям для иных предпринимателей, не признанных "ответственными" и одновременно являющихся добросовестными, но не включенными в соответствующий реестр.

По мнению уполномоченного органа положения законопроекта не отвечают требованиям ясности и правовой определенности формулировки: "первоочередной порядок информационно-консультационной поддержки", "сопровождение инвестиционных проектов", "оказание содействия исполнительными органами края", "иные поддержки".

Кроме того, так как предусмотрено установление Правительством Хабаровского края дополнительных функций по проведению работы по присвоению, продлению срока действия статуса ответственного субъекта предпринимательской деятельности, формированию и ведению Реестра ответственных субъектов предпринимательской деятельности, то это потребует дополнительных расходов краевого бюджета, связанных с увеличением действующей штатной численности.

По экспертной оценке, потребуется увеличение расходов краевого бюджета на содержание минимум одной дополнительной штатной единицы на общую сумму 1,965 млн. руб., в том числе:

- 0,099 млн. руб. единовременные расходы на организацию рабочего места (компьютер, стол, стул, подкатная тумба);
- 1,866 млн. руб. периодические расходы на заработную плату сотрудника (среднегодовой фонд оплаты труда).

По итогам проведения процедуры ОРВ законопроекта, уполномоченным органом подготовлено отрицательное заключение об ОРВ в котором сделан вывод о невозможности решения проблемы предлагаемым способом правового регулирования. Разработчику рекомендовано проведение дополнительного анализа и оценки предлагаемого правового варианта регулирования с учетом уже действующего краевого законодательства.

С материалами можно ознакомиться по ссылке: